"А всегда ли приезжие соблюдают наши законы?"
Когда говорят о "коричневом Петербурге", главный юрист Северо-Запада предлагает подумать о том, кому это выгодно
В последнее время в отечественных СМИ рука об руку "гуляют" два понятия с противоположным значением - "ксенофобия" и "толерантность". С их помощью журналисты пытаются рассуждать о сложных проблемах межнациональных отношений на берегах Невы. Дискуссии проходят жаркие, и порою сама реальность подбрасывает аргументы спорящим. Дело дошло даже до того, что Санкт-Петербург объявили чуть ли не "столицей русского фашизма". Чтобы разобраться и с дискуссией, и с реальностью, "НВ" обратилось за комментариями к доктору юридических наук, профессору, руководителю Главного управления Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу Александру Бастрыкину. Многие профессиональные комментарии юриста совсем по-иному расставили акценты в сложных межнациональных проблемах.
- Александр Иванович, сегодня словом "ксенофобия" пугают, по-моему, даже маленьких детей. А еще чаще говорят о необходимости толерантности. Какое из этих понятий вам ближе? И насколько они нынче актуальны?
- Оговорюсь сразу: я не специалист по межнациональным отношениям, а юрист. Поэтому исхожу из юридического понимания подобных терминов.
- А они существуют?
- Конечно. Есть не только определение ксенофобии, но и толерантности. Еще в 2001 году была принята федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)".
- То есть, судя по датам, она уже выполнена?
- На эту программу выделялась из бюджета вполне приличная сумма денег. Считается, что она уже завершена. Так вот, в этой программе черным по белому и написано, что есть толерантность...
- И?..
- В основу легли определения, изложенные в Декларации принципов толерантности, одобренной ЮНЕСКО в 1995 году. Именно там толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами. Также в уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
- Большое и красивое определение. А как же ксенофобия?
- По отношению к толерантности оно обозначает все ровно наоборот. Проще говоря, толерантность - это терпимость к иному.
- То есть к тому, что "не мое". Но в СМИ почему-то всегда в криминальных сводках сообщается национальность и гражданство потерпевших. Это обязательно? Не создаем ли мы тем самым излишние опасения по поводу ксенофобских настроений? Не запугиваем ли мы тем самым людей?
- Мне кажется, что мы сами уделяем этому аспекту больше внимания, чем надо. Недавно мне довелось побывать во Франции, где я беседовал со многими специалистами относительно прошедших прошлой осенью волнений. Они так отвечают на этот вопрос: "Для нас все равно, кого ограбили или убили. Жертва может быть иностранцем или французом, мусульманином или католиком. Для нас существует прежде всего закон, который гласит, что грабить, убивать и насиловать нельзя. И ко всем жертвам относиться одинаково".
- Но это же Франция!..
- Мне кажется, что мы излишне гиперболизировали проблему. Почему-то никто не интересуется: а сколько преступлений совершают, например, иностранные граждане в России и в Петербурге? Это 2-3 процента от общего количества преступлений. Это около 2060 преступлений в год по всей России. Это осужденные иностранцы. Что же касается тех преступлений, которые произошли в нашем городе, то порою и сами потерпевшие провоцировали ситуацию. В одном случае, например, иностранец нагло приставал к русской девушке. В другом случае потерпевший был завязан на наркобизнес. В третьем случае пострадавший вел себя недостойно в ночном клубе. Логику действий тех, кому это не нравится, понять можно. Иностранцев стало в городе достаточно много. Вести себя они стали более раскованно. И надо честно спросить себя: а те, кто приезжает к нам, всегда ли соблюдают наши законы?
- У меня складывается ощущение, что насаждение образа Петербурга как самого "ксенофобского" города России происходит целенаправленно.
- В Древнем Риме говорили, отправляя следствие: "Ищи, кому это выгодно". Вы помните историю с термином "бандитский Петербург", когда в 2000 году таким образом пытались бороться с городскими властями? Статистика преступности тогда в нашем городе ничем особенным по сравнению с общероссийским уровнем не выделялась.
- А как обстоят дела сегодня?
- К сожалению, преступность в целом и по России, и по Петербургу выросла. Но говорить и писать о том, что у нас идет охота за иностранцами, - безответственно. Петербург - крупный мегаполис, где живут и работают много иностранцев, в том числе и гастарбайтеры. Здесь учатся множество иностранных студентов. Но чрезвычайной ситуации в отношении иностранцев в Петербурге я не вижу. Сотрудники МВД и ФСБ в наших профессиональных контактах утверждают, что какой-то специальной организации, инициирующей подобные преступления, в городе не существует. А вся федеральная пресса пестрит статьями о ксенофобии и фашизме в Петербурге. Надо не об этом говорить. Это - последствия. А надо говорить о причинах.
- И каковы они?
- Проблема усиления национализма не нова. Она наиболее ярко проявляется там, где государство не занимается проблемами взаимоотношений различных национальностей. Но молодежь наша полагает, что нарушены принципы социальной справедливости, что нарушено равновесие в возможностях пришлых и приехавших людей и возможностях самого коренного жителя, молодого человека или девушки. И молодые очень резко и болезненно реагируют на эту проблему...
- Каков же выход?
- Молодежью у нас никто не занимается. Рухнула организованная система военно-патриотического и интернационального воспитания молодых людей. Нет ни пионеров, ни комсомола. Нет военно-патриотических лагерей. Очень мало трудовых молодежных лагерей. Вся система была ориентирована на воспитание молодежи.
- А взамен разрушенного мы, похоже, мало что сумели создать...
- Есть еще один существенный аспект. Половина выпускников вузов с высшим образованием оказываются невостребованными. А куда деваться тем, кто после школы не поступил в вуз? Где прежняя система училищ? И получается, что молодые люди оказываются не у дел, полагая, что их проблемы зависят от того пришлого человека, который работает на стройке и может пригласить девушку в ресторан. Если мы решим социальные проблемы молодежи, поможем ей найти свое место в жизни, то многие острые ситуации, в том числе и по отношению к людям с иным цветом кожи и разрезом глаз, будут сняты. А еще беда нашей юридической реальности в том, что у нас есть много хороших и правильных законов, но они не соблюдаются и не выполняются. В том числе и в такой деликатной сфере, как ксенофобия и толерантность. Если все будут соблюдать принятые законы, постановления и решения, то жизнь вокруг станет поспокойней, а молодежь научится рассчитывать на себя и увидит перспективу собственной зрелости.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=243028294&print
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы);
«Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»;
«Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»);
«Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»);
«Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»);
«Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»;
«Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО);
«Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»;
Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph);
«Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»;
«Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»;
Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»;
Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.
Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить