«В стране разрушено педагогическое образование»

Почему школьники выступают против преподавания ОБЖ, Астрономии и даже «Основ православной культуры»

Протоиерей Сергий Рыбаков 
Обсуждаем закон об образовании  Основы православной культуры  ЕГЭ 
0
08.03.2021 1583

Почти 70% учеников 8-11 классов российских школ хотят исключить ОБЖ из учебной программы, еще почти 60% – технологию, около 40% убрали бы из школьной программы астрономию, следует из результатов исследования Института прогрессивного образования, которые имеются в распоряжении РИА Новости.

«Среди предметов, которые школьники считают ненужными и хотели бы исключить или сократить их изучение, лидируют: ОБЖ (указали 69% опрошенных; большинство отметили, что на ОБЖ, как правило, не дают практических навыков по выживанию/безопасности, уроки зачастую являются формальными)», - говорится в результатах исследования.

Также 57% учеников считают ненужным предметом технологию. Среди причин они указали бесполезность и ненужность предмета, назвали его скучным, а также отметили неактуальное разделение программ на мужскую и женскую.

От астрономии хотели бы отказаться 38% опрошенных школьников. Аргументируется это тем, что предмет сложный и «никогда не пригодится в жизни».

Пятая часть (22%) школьников также не хотят изучать в школе основы религиозной/православной культуры, поскольку вопросы религии для них являются слишком личными. Еще 17% хотели бы не заниматься в школе краеведением.

Также в ответах около 10% респондентов встречались черчение, физика, химия, математика. Их называли с аргументацией «мешает готовиться к ЕГЭ». Около 15% считают необходимым убрать из школьной программы музыку и рисование (ИЗО).

Как прокомментировала результаты исследования директор Института Анна Маркс, попадание предметов в аутсайдеры скорее связано с качеством и методиками преподавания, чем с их реальной значимостью. По ее мнению, гораздо более важный результат опроса – в том, что дети прямо декларируют нехватку базовых знаний.

В опросе приняли участие более 1,7 тысячи учеников 8–11 классов из 74 регионов РФ. Онлайн-анкетирование было проведено 15–17 февраля при помощи методики ривер-сэмплинг среди пользователей социальных сетей «ВКонтакте» и Instagram.

Результаты опроса проанализировал в интервью «Русской народной линии» известный учёный, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:

Во времена моей юности предмет ОБЖ имел другое название – «Гражданская оборона». Мы изучали навыки защиты от возможных ядерных и химических ударов. И я не могу сказать, что предмет был бесполезным: мы узнавали много интересного и нового. Ведь во времена «Холодной войны» мы понимали, что в любое мгновение жизни в мирном небе над головой может разразиться военная гроза.

Распределение ненужных предметов в опросе требует осмысления.

В 90-ые годы на уроках ОБЖ пытались внедрять половое воспитание, что недопустимо! Но теперь необходимо подробно ознакомиться с содержанием данного предмета. Насколько я могу судить, данный предмет содержит много полезного, хотя и неприятного материала. Мало кто хочет думать о пожарах, цунами, землетрясениях, о том, как вести себя в экстремальных ситуациях - хочется, чтобы эти неприятности обошли стороной. Но надо быть готовым к различным поворотам судьбы, в том числе и к возможной войне. К сожалению, видимо, дух огромного количества рекламы, где человек решает свои проблемы легко и просто - что-то купив, выпив или съев, - настраивает детей на жизнь полную удовольствий, на беспроблемное существование. По молодым людям часто видно, что они не готовы решать жизненные задачи на своём месте. Поэтому их тянет к тому, чтобы бунтом перестроить этот мир под свои желания. Вспомним девушку с майдана, которая хотела в ЕС и кружевные трусики!

В списке опроса присутствует предмет «Астрономия». Раньше люди могли ориентироваться по звёздам, а сейчас навигатор заменил астрономию. И напрасно. Однако если понимать под астрономией фантазии об иных мирах, то необходимо упорядочить содержание предмета: что нужно включить, а что является чистой профанацией, не имеющей отношения к науке.

Кроме того, надо понять, почему детям не хочется изучать краеведение и православную культуру? У нас по-прежнему сильно космополитическое воспитание. К сожалению, православная культура, знание истории Родины и родного края в космополитическом мировоззрении рассматривается как нечто лишнее. Дети, которые не ходят в храм, не посещают «воскресную школу», часто воспринимают информацию о жизни нашего народа в прошлом, как не имеющую отношения к современной жизни, к тому образу жизни, в котором они сейчас пребывают. Виртуальный мир для многих подростков стал более важным и интересным, нежели мир реальный: со своей историей, со своей географией, со своими проблемами. Отсутствие интереса к предметам ‒ яркая демонстрация оторванности детей от реального мира. Именно поэтому уроки труда (теперь это называется технологией) стали казаться не нужными: зачем учиться шить, печь пирожки или стругать доску и делать табуретку, - все есть в магазинах - иди и купи! В основном дети живут в искусственном мире экрана. С самого утра и до ночи идет просмотр гаджетов. Главным образом, - клипы, мультики, фильмы, реклама, рассуждения обо всем в соцсетях.

Опрос показывает, что скорее всего мы здесь фиксируем противоречие между игровым отношением к жизни подростков и предметным погружением в действительность. Многие не хотят знать культуры родного края. Часто дети бывают настроены уехать заграницу, потому что им внушили, что там хорошо платят, комфортно жить и прекрасная погода. Поэтому, зачем здесь изучать то, что неинтересно, говорят они. У таких детей другая жизненная ориентация. И такой человек выпадает из истории своего народа, становится чужим для своего Отечества.

Но все дети разные. Кто-то с превеликим удовольствием решает задачи на естественнонаучных и математических олимпиадах, участвует в олимпиадах по ОПК, в конкурсах по краеведению, занимая высокие места. Есть те, кто прекрасно поёт, рисует, занимается спортом. Так что не всё плохо, но есть очень серьезные проблемы, о которых необходимо говорить!

Очень важный вопрос ‒ качество преподавания школьных предметов. Во-первых, надо уточнить содержание предмета. И, во-вторых, надо подбирать тех людей, которые могут этот предмет преподавать.

Проблема ещё и в том, что сейчас преподаватели поставлены в такие условия, когда для многих преподаваемый предмет неинтересен. Так бывает с предметом «Основы православной культуры». Так бывает с любым педагогом, которому предмет навязан, но ему нужно зарабатывать, поэтому он вынужден соглашаться его вести, не будучи специалистом.

Многие школы испытывают нехватку учителей математики, химии и физики, поэтому приходится преподавать тому, кто возьмётся. А как он будет преподавать предмет? С интересом? Вряд ли. Человек не владеет материалом, поэтому не может преподать его интересно.

К сожалению, в стране разрушено педагогическое образование. И в своё время даже хотели уничтожить педагогические ВУЗы.

Т. е. опрос показал наличие кризиса в системе образования. В этом кризисе можно увидеть несколько компонентов. Первый связан с настроем детей, ‒ у достаточно большого количества учащихся значительно подавлен познавательный инстинкт, но зато резко выражен меркантилизм. Предметы изучаются не с точки зрения интереса к познанию мира, природы, человеческих отношений, а с точки зрения практической пользы, непосредственного применения. Многие выпускники школ (по моему опыту работы со студентами) не знают географии, отечественной и мировой истории, произведений живописи, классической музыки. Здесь, видимо, наслаивается, с одной стороны, «эффект Митрофанушки», а с другой стороны, плохое преподавание предметов.

Поэтому второй компонент кризиса связан с подготовкой учителей, с престижностью и значимостью профессии учителя в нашей стране. Переход на всякие инновации, непрерывное реформирование, отсутствие должного финансирования, утрата фундаментальности, а главное, отсутствие великой цели и идеологии образования ‒ вот те причины, которые сформировали глубочайший кризис в обучении и воспитании наших детей.

Третий компонент кризиса ‒ это учебники и учебные программы, по которым учатся школьники. Раньше учебники проходили всестороннюю экспертизу, серьёзную апробацию, где учитывались возрастные особенности учащихся, межпредметная связность материала, отводилось значительное время на изучение материала по принципу «лучше меньше да лучше». Многие учителя жалуются, что на большой объем материала отводится меньше времени, чем это было раньше, что нет возможности для его усвоения, что много включено лишнего и ненужного.

Если к этому добавить, что цели и задачи воспитания только декларируются, но практически не реализуются; что «эффективность» воспитательной работы показана такими примерами, как участие школьников в группах АУЕ (запрещена теперь в России), «Синий кит» (запрещена в России), в несанкционированных митингах, ‒ то, боюсь, это только вершина айсберга!

Есть, к счастью, и другие примеры ‒ волонтерские движения, краеведческая и патриотическая работа, просветительские мероприятия с участием, а иногда и по инициативе Церкви.

Но сопоставление этих двух тенденций говорит об очень тревожном и опасном симптоме ‒ о поляризации нашей молодежи, о возможном росте экстремизма среди большинства тех, кто попал под жернова всех элементов кризиса образования, кого не научили думать и не научили ответственности.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Сергий Рыбаков
«Надо возвращаться к жёсткой экспертизе»
Нужно поддержать сенаторов в решении перейти к многоэтапной научной и методической экспертизе школьных учебников
24.03.2022
Остановим ли мы процесс вырождения семьи?
Результаты опроса ВЦИОМ свидетельствуют, что в обществе абсолютно утрачено понимание того, что такое образование и воспитание
05.03.2022
«Речь идёт уже об очень серьёзном богоборчестве»
Об опасности нейросети, созданной для прогнозирования результатов ЕГЭ
09.02.2022
Паралич политической воли в образовании
Нынешняя ситуация в системе образования, если ничего не изменить, приведёт к национальной катастрофе
24.01.2022
Неуклюжая попытка компенсировать полный провал системы образования
Об инициативе Госдумы по введению в школах тестирования учеников на наркотики и психические отклонения
12.01.2022
Все статьи Протоиерей Сергий Рыбаков
Обсуждаем закон об образовании
О потенциальных нововведениях в школах
Надо решать задачи в режиме внутренней духовной мобилизации
16.05.2022
Надо возрождать христианскую систему, а не советскую возвращать
О предложении секретаря Совета безопасности РФ Патрушева реформировать российское образование, вернувшись к традициям советской школы
28.04.2022
Остановим ли мы процесс вырождения семьи?
Результаты опроса ВЦИОМ свидетельствуют, что в обществе абсолютно утрачено понимание того, что такое образование и воспитание
05.03.2022
Все статьи темы
Основы православной культуры
Как воспитать нравственность в каждом школьнике страны?
Эксперты представили новые учебники по основам православной культуры
13.04.2022
«Религиозная жизнь человека – это не хобби»
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений возглавил Всероссийскую конференцию, посвященную преподаванию основ православной культуры в школах
01.04.2022
Создатель русского оркестра «Боян» в гостях
у программы «Чистый Образ»
28.03.2022
Стихи сверяла по Псалтири ...
О творчестве поэта Марии Сухоруковой
25.03.2022
Все статьи темы
ЕГЭ
Надо возрождать христианскую систему, а не советскую возвращать
О предложении секретаря Совета безопасности РФ Патрушева реформировать российское образование, вернувшись к традициям советской школы
28.04.2022
«Речь идёт уже об очень серьёзном богоборчестве»
Об опасности нейросети, созданной для прогнозирования результатов ЕГЭ
09.02.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия – опасная страна
Новый комментарий от Русский Иван
16.05.2022 20:22
Специальная военная операция
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2022 18:22
Паразитируя на символах, далеко не уедешь
Новый комментарий от Автор
16.05.2022 17:36
Ай, Моська, знать она сильна…
Новый комментарий от Русский Иван
16.05.2022 15:19
Нам нужна Победа! Одна на всех!
Новый комментарий от Русский Иван
16.05.2022 15:10