«Каноническая анархия уже получает жалкое квазибогословское оправдание»

Участники конференции Синодальной библейско-богословской комиссии осветили проблему первенства и соборности в Церкви

Проблемы церковной жизни  Автокефалия на Украине 
0
17.09.2021 1291
Фото: Patriarchia.ru

Вчера на конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» в онлайн-режиме выступили иерархи Поместных Православных Церквей: епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь), архиепископ Севастийский Феодосий (Иерусалимская Православная Церковь), митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь), митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор (Кипрская Православная Церковь), протопресвитер Георгий Звиададзе (Грузинская Православная Церковь). С приветственным словом к участникам форума обратился иерарх Кипрской Православной Церкви митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия, сообщает Патриархия.ru.

Доклад епископа Бачского Иринея был посвящен теме «Церковная автокефалия вчера и сегодня».

Говоря о предоставлении Константинопольским Патриархом автокефалии украинским раскольникам, епископ Ириней подчеркнул: «Автокефалия должна быть подтверждением и укреплением соборности и единства Церкви, а на деле она стала стеной соблазна и камнем преткновения. Она не только не служит укреплению православной веры и росту тела Вселенской Православной Церкви, но прежде всего не служит пастырскому сотериологическому старанию о спасении душ всех верующих, а наоборот, к сожалению, сегодня употребляется как орудие и средство для разрушения единства Церкви с тенденцией редефиниции православной экклезиологии».

«Канонический беспорядок, каноническая анархия, вмешательство и вторжение на каноническую территорию других Поместных Православных Церквей уже получает свое жалкое квазибогословское объяснение и оправдание, — сказал, в частности, владыка Ириней. — Пастырский аспект и сотериологическая перспектива деятельности Церкви в мире становятся неважными или даже игнорируются. Все это происходит на наших глазах, показано в наши дни на печальном примере поведения Константинопольского Патриархата — нашей Матери-Церкви, к сожалению, забывшей, что означает настоящая материнская забота и любовь».

«Ситуация очень трагическая, опасная, но я уверен, что как в день Пятидесятницы, так и через всю историю Церкви Дух Святой руководит в Церкви. Спаситель нас убеждает, что врата ада не одолеют ее, не смогут победить, и я уверен, что найдется какое-то решение. Потому что если этот раскол продлится слишком надолго, то, к сожалению, будет неизбежен новый раскол наподобие того, что был в XVIII столетии, и вина будет на тех, кто вызвал такой раскол. Дай Бог, чтобы такого не было и как-то со временем ситуация уврачевалась», — выразил надежду сербский архиерей.

Среди спикеров конференции был также архиепископ Севастийский Феодосий, который выразил поддержку Русской Православной Церкви. По его словам, на Святой Земле неустанно молятся об уврачевании раскола и признают единственную каноническую церковь на Украине — Украинскую Православную Церковь и ее главу Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.

В своем выступлении архиепископ Феодосий вспоминал о совместном богослужении с Его Блаженством у Гроба Господня в Иерусалиме: по его свидетельству, Митрополит Онуфрий «воздел руки и молился со слезами на глазах, чтобы этот кризис прекратился, и Господь принес мир в Церковь Украины». «Нас объединяет любовь, молитва и надежда на общее будущее мирового Православия», — сказал архиепископ Феодосий.

Митрополит Горийский и Атенский Андрей выступил с кратким обзором некоторых вопросов истории автокефалий Грузинской Православной Церкви. В своем докладе митрополит Андрей, в частности, рассказал, что первыми проповедниками христианства на территории Грузии были святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Массовое крещение грузин произошло в IV веке благодаря миссионерству святой равноапостольной Нины, которая по праву считается просветительницей Грузии.

Иерарх также заметил, что вплоть до своей независимости Грузинская Церковь находилась в каноническом подчинении не Константинопольской, а Антиохийской Православной Церкви. «Период становления церковной структуры в истории Грузинской Церкви был связан и с Каппадокией, и с Антиохийским Патриархатом <…> Если церковная линия автокефалии Грузинской Православной Церкви была связана с Антиохийским престолом, то политическая линия, конечно же, всегда была связана с Константинополем», — сказал он.

Митрополит Андрей подчеркнул, что Грузия достигла своего расцвета при иверском царе Вахтанге I Горгаслане. В 455 году он перенес столицу государства из Мцхеты в Тифлис и в новой столице заложил основание знаменитого Сионского Собора. При Вахтанге в Грузии открылось 12 епископских кафедр.

«С начала церковного кризиса об украинском вопросе было совсем непросто (как митрополиту Никифору, так и мне, и другим Киккским архиереям) писать, говорить и вообще выступать на данную тему, — сказал в приветственном обращении к участникам конференции митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия. — Вы знаете, что геополитические события заставляют Кипр следовать в русле евроамериканской политики со всеми вытекающими оттуда последствиями. Несмотря на это, мы говорим и пишем, а также умоляем Бога просветить нас "право править слово истины" так, как нам подсказывает наша архиерейская совесть, несмотря на негативные для нас последствия».

«Надеюсь, что святые и мученики православного Кипра и России будут предстательствовать пред Господом нашим Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей о единении Православной Церкви и скорейшем разрешении этой серьезной церковной проблемы, которая не должна была возникнуть», — завершил свое видеообращение митрополит Исаия.

Доклад митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора по видеосвязи зачитал архимандрит Серафим (Гавриков).

«Амбиции Вселенского Патриарха простираются теперь уже на всю Церковь: по сути, он выдвигает претензии на право вмешательства во внутреннюю жизнь всех Поместных Православных Патриархатов и автокефальных Церквей», — отмечает в своем докладе иерарх Кипрской Церкви. При этом с точки зрения истории и священных канонов на вопрос о главенстве в Соборной Церкви может быть только один не подлежащий сомнению ответ: «На протяжении двух тысячелетий своей истории Православная Церковь никого из своих епископов не наделяла титулом и компетенциями Главы Церкви».

«Следовательно, яснее ясного — и это можно обосновать исторически, канонически, догматически, исходя из иконописной традиции и писаний отцов — что ни один из Предстоятелей, Патриархов или глав Автокефальных Церквей не может заменить единственного неизменного Главу Церкви, Господа нашего Иисуса Христа. Церковь в своей соборности и кафоличности не имеет иного Главы, кроме Господа нашего Иисуса Христа. Высшей канонической властью в Церкви являются Вселенские Соборы, а не кто-либо из Предстоятелей Православных Поместных Церквей. Издревле в Церкви верили во Вселенский Собор как непогрешимый и высший институт Церкви и экклезиологически трактовали его таким образом», — сказал митрополит Никифор.

Протопресвитер Георгий Звиададзе, ректор Тбилисской духовной академии и семинарии, посвятил свой доклад вопросу первенства в эпоху Вселенских Соборов.

«Единство Церкви на универсальном уровне возможно лишь единством Поместных Церквей в евхаристическом, экклезиологическом контексте, — подчеркнул о. Георгий. — Из святой Евхаристии исходит не только единение всех Поместных Церквей, но и уважение к церковной целостности и кафоличности каждой Поместной Церкви. Единство на универсальном уровне, которое принижает целостность и кафоличность какой-либо Поместной автокефальной церкви противоречит евхаристической экклезиологии. Все воззрения о первенстве святого апостола Петра, которые воспринимаются как примат полномочия папского правления, разрушают принципы евхаристической экклезиологии, что чуждо и неприемлемо для православной традиции».

В докладе отмечалось, что Апостольские правила и правила Вселенских Соборов не допускают ни самовластия первенствующего епископа, ни, тем более, абсолютизма в церкви: «Высшая инстанция для решения религиозно-канонических вопросов принадлежит Собору епископов — Поместному или, если того требует обстоятельства, Вселенскому. Синодальный принцип подразумевает, что высшие органы правления Православной Церкви не носят единоличного характера, как это принято в Католической Церкви». В Православной Церкви высшие органы правления определяются синодальным принципом, который заключен в правилах Первого и Второго Вселенских Соборов.

«Поместная автокефальная Церковь осуществляет управление абсолютно независимо. Нормами канонического права строго определен принцип автокефалии — этот принцип соблюдался еще во времена апостолов: в течение I-III вв. все епископы в пределах своей епархии были независимы. Положение меняется в начале IV века, когда в пределах провинций Римской империи появляются вначале митрополии, а к VI веку формируются Патриархии, основание которых не подразумевало ограничения количества автокефальных Церквей до пяти <...> В комментариях византийского канониста, Антиохийского Патриарха Феодора Вальсамона ко 2 правилу Второго Вселенского собора ясно указано, что за пределами Римской империи также существовали автокефальные Церкви, среди них — Болгарская, Кипрская и Иверийская (т.е. Грузинская)», — отметил выступающий.

«Для церковно-канонической практики совершенно чуждо существование какого-либо административного центра на универсальном уровне, у которого были бы управленческие полномочия», — резюмировал протопресвитер Георгий Звиададзе.

Прозвучали также доклады представителей Украинской Православной Церкви.

Так, епископ Белогородский Сильвестр, ректор Киевской духовной академии и семинарии, представил доклад на тему «Отражение учения о первенстве Константинопольского Патриарха в нормативных документах ПЦУ». В нем епископ Сильвестр отметил, что церковные события, происходящие на Украине в последние несколько лет, стали испытанием для всего мирового Православия: издание Константинополем томоса об автокефалии раскольничьей ПЦУ не только «привело к глубокому кризису во взаимоотношениях между Поместными Православными Церквями», но и актуализировало проблему первенства во Вселенской Церкви.

Выступающий отметил, что Патриарх Варфоломей «последовательно использовал украинскую церковную ситуацию для того, чтобы декларировать свой особый статус среди Поместных Православных Церквей». «Согласно уставу ПЦУ, власть Константинопольского Патриарха выходит за рамки Константинопольской Церкви и имеет универсальный характер. Это ставит Константинопольский Патриарший престол над всеми другими Поместными Церквями. <…> Патриарх Варфоломей в выступлении, посвященном церковной ситуации в Украине, последовательно подчеркивает свой особый статус в мировом Православии. Вполне очевидно, что Константинопольский Патриарх пытается использовать украинскую ситуацию для укрепления своих позиций в мировом Православии, поэтому неудивительно, что в документах ПЦУ эта доктрина сформулирована вполне однозначно», — сказал епископ Сильвестр.

«Константинопольский Патриарх присваивает себе исключительное право издавать томосы об автокефалии Поместных Православных Церквей, принимать апелляции от клириков всех Поместных Церквей на решения церковных судов и осуществлять духовное руководство православной диаспорой. <...> Такое понимание первенства во Вселенской Церкви прямо отвергнуто Русской Православной Церковью», — подчеркнул иерарх.

«Церковный конфликт в Украине в значительной степени коренится в тех глубоких противоречиях, которые накопились во взаимоотношениях меду Поместными Церквями. Вполне очевидно, что Константинопольский Патриарх пытается использовать украинскую ситуацию для укрепления своей позиции в мировом Православии и для продвижения доктрины о своем первенстве во Вселенской Церкви», — сказал епископ Сильвестр.

«Каноническая коллизия во вмешательстве Константинопольского Патриархата в вопросы Украинской Православной Церкви» — так назывался доклад митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина, председателя Богословско-канонической комиссии при Синоде Украинской Православной Церкви.

«Фактическое признание Константинопольским Патриархом раскольнической "иерархии", состоящей из лиц, рукоположенных раскольническими епископами и отлученными от Церкви, которые подлежат прещениям и анафематствованию Архиерейских Соборов Украинской и Русской Православных Церквей, является открытым вызовом всем Поместным Православным Церквам», — заявил владыка Августин.

По его словам, эта проблема требует оценки также с точки зрения пастырского богословия и морально-этической позиции, так как затрагивает и церковно-практическую составляющую пастырского служения. «Высокая общая религиозность украинского народа при низкой грамотности или даже отсутствии компетентности в вероучении, искусно вплетенные в политический контекст, на бытовом уровне спровоцировали окончательное стирание различий и полное отсутствие адекватного осознания ситуации большинством людей», — подчеркнул иерарх Украинской Православной Церкви. — <...> На ежедневной церковной повестке дня так и остались открытыми и неразрешенными вопросы признания Таинств крещения, миропомазания, брака и священства, совершенные отлученными от Церкви раскольниками, а также использования ими святого мира, получаемого у представителей Константинопольского Патриархата в Америке еще задолго до сегодняшних событий».

«По прошествии некоторого времени, когда канут в лету проходящие социальные и политически-ориентированные приоритеты легитимности и рукопожатности, актуальными для Вселенского Православия останутся лишь вопросы и ценности, находящиеся выше и вне этих категорий. И перед лицом Бога и истории Церкви понесут ответственность все те, кто был причастен к данным историческим событиям и их последствиям: от инициаторов до создающих информационный шум на их фоне», — резюмировал митрополит Августин.

Организаторами и партнерами форума, работа которого продолжится 17 сентября, выступили Синодальная библейско-богословская комиссия, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия. Мероприятие проходит при участии Фонд

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2, Sailor Hank :

С Украиной - это искусственно созданный раскол.И суть в том,что ей не дали полную автономию еще до"томоса".Кто то испугался,что это будет еще одна полнокровная церковь в семье Единой Православной Церкви.Украинский Патриархат - древнее российского. Русь- это Украина, Киев, киевские князья Олег, Владимир, Ярослав, Юрий, основавший деревню Москву. Вот и весь ответ на ваше "величие"



Было Древнерусское Государство, никакой "Украины" во времена Олега, Владимира, Ярослава и в помине не было. И вторым по значимости городом Древнерусского Государства был Новгород Великий. И никакого "Киевского Патриархата" в природе не существовало. А сын Юрия, "основавшего деревню Москву", по имени Андрей перенёс великокняжеский престол из Киева во Владимир и сжёг Киев в 1169 году. То есть отец- это Русь, а сын уже нет? Эх вы, сказочники свидомые...

2. Ответ на 1, prot:

С Украиной - это искусственно созданный раскол.И суть в том,что ей не дали полную автономию еще до"томоса".Кто то испугался,что это будет еще одна полнокровная церковь в семье Единой Православной Церкви.


Украинский Патриархат - древнее российского. Русь- это Украина, Киев, киевские князья Олег, Владимир, Ярослав, Юрий, основавший деревню Москву. Вот и весь ответ на ваше "величие"
Sailor Hank / 21.09.2021 18:30

1. Мудрость в том,чтобы делать все в свое время.

С Украиной - это искусственно созданный раскол.И суть в том,что ей не дали полную автономию еще до"томоса".Кто то испугался,что это будет еще одна полнокровная церковь в семье Единой Православной Церкви.
prot / 19.09.2021 00:14
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Проблемы церковной жизни
Когда в Церкви растрачивается церковность
Искушение профанацией священного сейчас поистине судьбоносно
15.10.2021
Французское государство ставит себя на место Бога
Власти Франции хотят обязать католических священников нарушать тайну исповеди и сообщать о случаях сексуальных злоупотреблений
15.10.2021
Это экуменизм – или ещё подождать?
О современных церковных процессах
11.10.2021
Все статьи темы
Автокефалия на Украине
«Они расшатывают ситуацию внутри и ссорят людей между собой»
Заявление Госэтнополитики похоже на лоббирование интересов т.н. ПЦУ
18.10.2021
Константинополь обманывает сам себя и другие Поместные Церкви
По словам митрополита Бориспольского Антония, посещение патриархом Варфоломеем Украины показало, что украинский проект Фанара соткан из огромного количества противоречий, конфликтов и внутренних неурядиц
07.10.2021
Владимир Легойда: Они ставят себя в один ряд с националистами
По словам главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, лидеры т.н. ПЦУ, используя боевиков-националистов для захвата православных храмов, считают это совершенно нормальным явлением
05.10.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.10.2021 22:15
Снова – «красные» и «белые»? Не надоело?
Новый комментарий от С. Югов
18.10.2021 20:59
Хабиб Нурмагомедов распоясался
Новый комментарий от Калужанин
18.10.2021 20:46
Нашествие иноплеменных
Новый комментарий от рyccкий человек
18.10.2021 18:29
Цель – вакцинирование детей?
Новый комментарий от Игорь Фунтов
18.10.2021 18:24
Заевшая пластинка госнацполитики
Новый комментарий от дима эки бастуз
18.10.2021 15:35