Какой момент истории мы сейчас переживаем

«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» — в этом вся философия текущего момента

Андрей Карпов 
Электронный концлагерь  Цифровая экономика  Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?  200-летие со дня рождения Достоевского 
0
16.11.2021 1860
Фото: Из личного архива автора

Наверное, сегодня каждый чувствует, что жизнь прервала своё ординарное течение. Происходит нечто, выходящее за рамки былого исторического опыта. Мир меняется, и когда нам говорят, что он уже не будет прежним, в это веришь, хотя всё внутри стонет и сопротивляется такому выводу.

Но что именно с нами случилось? Как правильно обозначить тот момент, который нам в настоящее время приходится переживать? Мне кажется, что суть происходящего можно определить как фазовый переход к цифровому обществу.

Под фазовым переходом обычно понимается резкое изменение свойств системы, в результате чего она переходит в иное состояние. Примерно это мы сейчас и наблюдаем. Результатом идущих изменений должно стать возникновение общества нового типа, принципиальная новизна которого заключается не столько том, что выстраивается цифровая среда, всё больше затягивающая в себя человека, столько в том, что сама социальность теперь реализуется через цифровые технологии. «Цифра» отныне — не внешний инструмент, не средство, привлекаемое для работы, развлечения, обучения или познания, она превратилась в неотторжимую социальную ткань, обеспечивающую само существование общества.

Ускорение событий, которое сегодня столь ощутимо, вызвано тем, что замещение традиционной социальной ткани на цифровую достигло, так сказать, центральной нервной системы — системы управления. Прямо на наших глазах управление социумом перестраивается с опосредованных методов, когда проводником принятых решений являются люди, на непосредственные, цифровые, предполагающие, что ничто человеческое уже не может повлиять на достигаемый результат. Как, управляя машиной, мы, перещёлкнув тумблер или нажав на кнопку, сразу же получаем нужное действие, точно так же с помощью новых технологий можно добиваться автоматического изменения поведения людей. Возможности человека определяются его правом доступа, которое регулируется через QR-код.

Система QR-кодов экономит массу управленческой энергии. Если она будет повсеместно внедрена, отпадёт необходимость обосновывать решения и специально мотивировать людей к их исполнению. Каждому можно будет персонально настроить параметры социальной активности — что-то разрешить, что-то отключить, и в любой момент поменять эти настройки. Контроль тоже предельно упростится. Наконец-то люди превратятся в идеальный объект управления, станут лишь функциональной насадкой на том конце провода, по которому будет бежать электронный сигнал.

Развитие цифровых систем являлось необходимой предпосылкой для перехода к цифровому обществу, но само по себе оно не вызвало бы фазовый переход. Кроме технологических ограничений, существовали ещё и этические. Превращение человека в автоматическую деталь должно было стать этически возможным. Для этого требовался серьёзный повод. Необходимо было найти такой этический императив, категоричность которого превзошла бы неприемлемость лишения человека права на самостоятельную жизнь. И такой императив нашёлся: общество приняло мысль, что само продолжение жизни важнее всех личных прав.

В этом году у нас памятная дата — 200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. Как всегда в таких случаях, обращаются к наследию юбиляра, ищут в нём то, что наиболее созвучно нашему сердцу. И вот на информационных панелях в московском метро замелькала цитата: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни». И подписано «Ф.М. Достоевский». На самом деле именно вот этой фразы у Достоевского нет. Если заглянуть в «Братья Карамазовы», то там есть такой диалог:

«…Я хочу в Европу съездить, Алеша, отсюда и поеду; и ведь я знаю, что поеду лишь на кладбище, но на самое, на самое дорогое кладбище, вот что! Дорогие там лежат покойники, каждый камень над ними гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою науку, что я, знаю заранее, паду на землю и буду целовать эти камни и плакать над ними, — в то же время убеждённый всем сердцем моим, что все это давно уже кладбище и никак не более. И не от отчаяния буду плакать, а лишь просто потому, что буду счастлив пролитыми слезами моими. Собственным умилением упьюсь. Клейкие весенние листочки, голубое небо люблю я, вот что! Тут не ум, не логика, тут нутром, тут чревом любишь, первые свои молодые силы любишь... Понимаешь ты что-нибудь в моей ахинее, Алешка, аль нет? — засмеялся вдруг Иван.

— Слишком понимаю, Иван: нутром и чревом хочется любить, — прекрасно ты это сказал, и рад я ужасно за то, что тебе так жить хочется, — воскликнул Алеша. — Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить.

— Жизнь полюбить больше, чем смысл ее?

— Непременно так, полюбить прежде логики, как ты говоришь, непременно, чтобы прежде логики, и тогда только я и смысл пойму. Вот что мне давно уже мерещится. Половина твоего дела сделана, Иван, и приобретена: ты жить любишь. Теперь надо постараться тебе о второй твоей половине, и ты спасён.

— Уж ты и спасаешь, да я и не погибал может быть! А в чем она вторая твоя половина?

— В том, что надо воскресить твоих мертвецов, которые может быть никогда и не умирали».

Приходится давать длинную цитату, чтобы показать, как автор раскручивает свою мысль, выражая её через наложение взглядов столь разных характеров, как у Ивана и Алёши. Любой смысл в жизни возникает лишь после того, как ты полюбишь саму жизнь, поймёшь, что она — ценность, а не мусор какой-нибудь, дар человеку от Бога, которым надо правильно распорядиться. Сердце должно открыться раньше, чем включится холодная логика рацио. Вот о чём цитата, а её порезали, составив фразочку, которая, по сути, отрицает любые смыслы, кроме простого продления бытия.

«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» — в этом вся философия текущего момента. Этика, построенная на такой философии, при первой же угрозе для жизни позволяет отказаться от любых ценностей, так как они считаются вторичными.

И вот мы видим, как страх перед смертью, возведённый в высшую добродетель, даёт благословение на установление системы цифрового управления. Введение QR-кодов получает сильную этическую поддержку, позволяющую преодолеть моральные возражения.

Без пандемии фазового перехода не было бы, но ошибочно связывать возникающее общество исключительно с санитарной мотивацией. Это лишь побудительный мотив или повод — пришедшийся кстати до такой степени, что начинаешь задумываться, действительно ли он случаен. Однако новая система настолько удобна для тех, кто получает возможность жать на кнопки, что они будут её поддерживать уже независимо от внешних обстоятельств.

Если говорить о новизне формирующегося социального устройства, стоит разобраться, за счёт чего эта новизна обеспечивается, или, другими словами, что отрицает новое общество. Приходится признать, что фазовый переход осуществляется за счёт отбрасывания христианства.

В истории человечества уже был период, когда люди рассматривались инструментально, выполняя роль функционального периферического устройства. Это эпоха рабства. Аристотель писал: «Раб есть часть господина, как бы некоторая, отдельно от него существующая, одушевлённая часть его тела». Древнеримский экономист Марк Теренций Варрон классифицировал: «Существуют три вида орудий: которые не говорят — рабочие животные, бессловесные — телеги и которые говорят — рабы».

Христианство привнесло в мир представление о фундаментальном, исходном равенстве людей. Это стало частью благой вести: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28). Во Христе устраняются все различия. Все люди — братья, каждый, кому ты можешь помочь — твой ближний. И когда христианство распространилось по миру, рабство не устояло и истаяло.

Мы сегодня могли бы дополнить перечень, заданный апостолом Павлом, сказав, что там, где христианство, где Православная Церковь, там, где всё и во всём Христос, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного» (Кол. 3:11), ни вакцинированного, ни невакцинированного, ни «ваксера», ни «антиваксера». Когда Господь призывает благотворить ненавидящим и молиться за обижающих, «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 45), сложно представить, чтобы Он потом сказал: «только различайте тех, у которых есть QR-код, от тех, у которых его нет».

Вся эта социальная механика, когда по какому-то принципу одни люди объявляются достойными получения благ, а другие подвергаются депривации, не совместима с христианским учением, и то, что она утверждается как новая норма, свидетельствует, что мир переступил через своё прошлое христианство. Это знак смены эпох. Мы уже давно говорим об ослаблении веры и утрате христианских ценностей, но только сейчас сделан финальный шаг. С введением системы QR-кодов начинается эпоха откровенно антихристианского мира.

И нашей Православной Церкви придётся всё же как-то реагировать на внедрение QR- сегрегации. Отмолчаться, как будто ничего особенного не происходит, не получится. Не дадут. Рано или поздно начнётся принуждение к принятию общей системы. Первая пристрелка уже началась. Так, 9 ноября на брифинге, который проводил заместитель главы Свердловской области Павел Креков, его спросили, «планируется ли отнести к зонам COVID-free православные и католические храмы, мечети, синагогу»? Словечко COVID-free в современном новоязе (чуть ли не прямо по Оруэллу) используется для обозначения закрытых зон, куда можно попасть только по QR-коду. Чиновник ответил, что у нас религиозные организации отделены от государства. «Это то решение, которое должно приниматься руководством наших конфессий. Мы рекомендуем это сделать, а то, что касается конкретных выводов — это уже зона ответственности всех наших конфессий», — сказал он. Пока так, на уровне рекомендаций. Можно ожидать, что давление будет возрастать. От Церкви неизбежно станут требовать «более ответственного» поведения, особенно когда всё вокруг будет переведено на QR-регуляцию.

На самом деле уже отказ пускать в общественный транспорт без QR-кодов является косвенным запретом на посещение храмов — ведь туда как-то надо добраться, не у всех храм в шаговой доступности, а у многих нет личного автотранспорта. Но это ущемление прав верующих — первая ласточка. Антихристианская сущность новой эпохи не позволит мириться с существованием параллельного мира, в котором любят всех и все находятся в единстве, независимо от персонального статуса. Церковь попытаются сломать.

То, что Церковь пока молчит, добавляет реформаторам реальности прыти. Противник выглядит слабым. Возможно, ещё не пришло осознание того, что, в отличие от вакцинации, QR-маркировка относится не к области персонального выбора, а является вызовом основам христианства. Впустить QR-сегрегацию в Церковь означало бы отступить от Христа.

Но Господь наш — Камень преткновения. Строители нового мира Его отвергли, отбросили вон, но вполне возможно, что они ещё споткнутся. Если Церковь не дрогнет и устоит под давлением, простой факт наличия публичного пространства, где QR-кодов нет и, более того, они немыслимы, обличит неправду происходящего. Ложь расползётся, как гнилая ткань, фазовый переход прервётся и социум останется человеческой общностью, не превратившись в социальный автомат.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. Ответ на 18, Alexandеr:

Для начала научитесь грамотно писать по-русски.


Зря обижаешься. Сейчас, вообще, не время для ссор. Позиция то у нас с тобой одинаковая - против этого сатанинского фашизма. И сам знаешь, "вера без дел мертва". Об это я и сказал. Сейчас не хватает...Не хватает всего, как всегда. Но и есть острая необходимость в конкретных делах. Не в абстрактных призывах к борьбе, молитве, труду, а чётко: что когда кому делать.

18. Ответ на 12, Михаил Соловьев:

Для начала научитесь грамотно писать по-русски.
Alexandеr / 16.11.2021 15:21

17. Только ли в ковиде и останках дело?

Не сочла ли власть для себя опасностью проведение в такие времена Архиерейского Собора?

16. Ответ на 15, Nata:

На 15, Nata

Полностью согласен с Вашими словами. Именно нужно и молиться, и трудиться. И трудиться всем вместе, всем миром, всем народом, простым людям и настоящим русским интеллектуалам, от которых мы ждём расчётов, оценки вероятностей событий, схемы и варианты действий, вдохновляющего слова, наконец.

15.

На 12, Михаил Соловьев
Слава Богу, церковные люди не только молятся, но и трудятся, чтобы остановить наступление тьмы. Используется законные пути: обращения в суды, письма-протесты депутатам, пакеты, видеообращения к власти. Сайты "Катюша", "Стоппаника.ру" и др. об этом сообщают. В С.-Петербурге подана заявка на митинг от Антифашистского комитета на 20 ноября, это годовщина начала Нюрнбергского процесса, заявлено 25 тысяч участников. Очень нужно слово Церкви.
Nata / 16.11.2021 14:15

14.

Сегодня настоятель нашего храма, митрофорный протоиерей и уважаемый духовник, сказал в проповеди, что самое страшное сейчас - это разделение людей, а ложь и раздоры - от дьявола. Кто-то укололся, кто-то нет, но мы не должны забывать, что хранит не укол, хранит Спаситель, в Его власти болезнь и смерть, и никто не уйдёт из этой жизни без Его воли. Покаяние, молитва очень важны сейчас.
На сайте Соловецкого монастыря давно выложено интервью владыки Порфирия, данное в начале с.г. В нем он подробно останавливается на плане "великой перезагрузки" и говорит о том, что отсидеться, даже за стенами монастыря, никому не удастся.
Автор прав, строящаяся система, укрепившись, ударит по Церкви. Значит, нельзя этого допускать, надо молиться и трудиться...
Nata / 16.11.2021 13:59

13. Ответ на 11, Владимир (пенсионер):

Это говорит иерарх РПЦ? Нет слов..

Это говорит человек, отмеченный наградой властей Литвы за призывы к советским солдатам не подчиняться распоряжениям их командиров.

12.

Верно всё написано. Спасибо за эти слова!

Выскажу свои мысли. С точки зрения, прущих буром, нео-фашистов Церковь сейчас не является первой целью, которая должна быть сломлена. Мир, в целом, уже крайне сильно секуляризован, активных прихожан крайне мало. Врагу сейчас, в его нынешнем блицкриге важно первым массированным ударом вакцинировать как можно больше людей. Просто, втянуть этим уколом в свой новый мир с "новой нормальностью" огромные людские массы. А потом уже добить те немного остатки, сознательно отказывающиеся от "вакцинации". Сначала "новую нормальность" приняли главы государств. После этого новой целью стали врачи, которые делом (героической "борьбой" по спущенным ВОЗ-ом инструкциям "лечили" заболевших) и словом (молчанием) чётко обозначили свой выбор. Следом наступила очередь учителей, гос.служащих, работников сферы обслуживания и, главное, военных и других силовых органов. Как только будет набран необходимый 80-ти процентный иммунитет (то есть проколят 80 процентов живых людей), можно будет без лишней суматохи заняться жалкими остатками.
Важно, что бы народ не взбрыкнул. Поэтому, где можно, будут стараться не припирать к стенке без возможности отступления. И потому, Церковь пока не трогают. Её слово против способно предать сил не только активным прихожанам, и потому опасно.
Важно, что сейчас народ уже борется. Во всех странах. И в том числе борется и наш народ. Русский народ и люди других народов России. Тут многие пишут, что нам - православным - нужно молиться. Нужно. Безусловно. Выходит, что мы - православные - помолимся, а дело делают пусть неправославные, наше дело - молитва. Все монахи тут что ли кругом? Да и монахи в былые времена воинами были, врага били. Почитаешь других людей, в Телеграме, в соц-сетях - так там народ дело делает. Кто что может, кто на что способен. Даже просто не молчат, говорят правду, как видят и чувствуют. А здесь какой-то тухляк, простите. Молитвенники одни. Россию уже убивают в который раз, а они всё к молитве зовут.

Был бы я молодым, глянул бы на это общество молитвенников в сегодняшнюю минуту, и, наверное, никогда бы к вере не повернулся...

Умные люди, образованные, элита наша настоящая, наша родная русская интеллигенция, народная, своя, что делать-то нам, простым людям, а?!

11. Митрополит Илларион, цитата от 06.11.2021

Сейчас идет дискуссия о том, должна ли вакцинация быть обязательной. Я не считаю, что она должна быть обязательной, но считаю, что люди, которые по каким-то своим причинам не хотят вакцинироваться, должны либо сидеть дома для того, чтобы не становиться потенциальным источником заражения для других людей, либо для них должен быть введен специальный режим, где они могут или не могут появляться. Режим QR-кодов себя оправдал в очень многих странах, а также и у нас в тех регионах, где он применялся и применяется.

http://www.patriarchia.ru/db/text/5860576.html

Это говорит иерарх РПЦ? Нет слов...
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным
на супротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство

10. Ответ на 1, Владимир+:

Хорошая статья! Согласен с очень многим, кроме замечания о том, что «церковь пока молчит». Митрополит Илларион, например, не стесняется выражать позицию церкви по этим вопросам, с которой остальные архипастыри, по-видимому, молчаливо соглашаются.

Почему вы считаете, что митр. Илларион выражает позицию Церкви? Не могу с этим согласиться. Он чью-то ещё позицию выражает.
Человек / 16.11.2021 12:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Андрей Карпов
Социальные функции Церкви
Мы приближаемся к критической точке, когда разделение на верующих и неверующих произойдёт до последнего человека
17.01.2022
Игрушечная оккупация
Как потерять будущее России в детском универмаге
10.01.2022
Что значит сегодня быть здоровым?
Ковидная реальность незаметно меняет наш образ жизни
04.01.2022
Будет ли место этике в государстве?
Что не так с современным миром
27.12.2021
Все статьи Андрей Карпов
Электронный концлагерь
О чем же говорил старец Паисий?
Об эксплуатации мнения преподобного Святогорца в пропаганде против вакцин
20.01.2022
В прорубь – в маске, в раздевалку – по QR-кодам
Об ограничениях на крещенские купания
18.01.2022
Пандемия: в чём лукавство?
В оценках разделились даже афонские старцы
15.01.2022
Заметки цифровизатора о «духе» робота
В современном хайтечном мире велика ответственность Церкви
15.01.2022
Все статьи темы
Цифровая экономика
Заметки цифровизатора о «духе» робота
В современном хайтечном мире велика ответственность Церкви
15.01.2022
Нас ожидает мутация мира?
Эксперты предупреждают о смертельных угрозах глобальных сценариев расчеловечивания
23.12.2021
«Мишустин занимается автоматизацией работы чиновников»
Правительство есть, за что, поругать, но, тем не менее, в последние два года наметилась и осмысленная позитивная деятельность кабинета
14.12.2021
«Проект закона не отвечает требованиям правовой соразмерности…»
Заключение на проект федерального закона № 17357-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (в части введения некоторых ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции)» в части введения QR-кодов
09.12.2021
Все статьи темы
Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?
«От вируса SARS-CoV-2 защищает вакцинация, а не маски или перчатки»
По мнению эпидемиолога Алексея Яковлева, на эпидемический процесс не повлияло закрытие границ, локдауны и QR коды
20.01.2022
О чем же говорил старец Паисий?
Об эксплуатации мнения преподобного Святогорца в пропаганде против вакцин
20.01.2022
В прорубь – в маске, в раздевалку – по QR-кодам
Об ограничениях на крещенские купания
18.01.2022
Нас готовят к «Великой перезагрузке»
Пандемия скоро выдохнется, но мир ждут новые потрясения
18.01.2022
Все статьи темы
200-летие со дня рождения Достоевского
Все статьи темы
Последние комментарии
В прорубь – в маске, в раздевалку – по QR-кодам
Новый комментарий от allan
21.01.2022 14:30
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Валерий
21.01.2022 14:17
Что не так с современным феминизмом?
Новый комментарий от В.Р.
21.01.2022 13:50
«Мавзолей на Красной площади будет стоять вечно»
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
21.01.2022 13:27
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от р.Б.Алексий
21.01.2022 13:24