Сафита – история русско-сирийской дружбы

Сирийские зарисовки

Мария Мономенова 
Война в Сирии и Ираке 
0
08.12.2021 949
Фото: Предоставлены автором

В этот раз пребывание в Сирии увенчалось очень интересной поездкой. По просьбе моего старшего друга – уважаемого арабиста, востоковеда-историка и общественного деятеля Олега Ивановича Фомина, накрепко связавшего свою жизнь с Ближним Востоком, мне впервые предстояло посетить одно удивительное место Сирии, пожалуй, более других исторически связанное с русским присутствием.

По приглашению председателя сирийского отделения Императорского православного палестинского общества (ИППО) д-ра Мтаниуса Башшура, я впервые побывала в городе Сафите (Сирия, провинция Тартус). Три года назад моё опасное путешествие по военной Аккарской митрополии в сопровождении отца Ильи, настоятеля храма Георгия Победоносца в Изра, предполагало посещение этого местечка, но из-за неблагоприятных событий на фронте было отложено до лучших времён. И вот теперь, открытые военные действия в этом регионе прекратились, но добраться сюда из Дамаска всё равно оказалось проблематично. Из-за экономического кризиса в стране нет бензина, а это означало, что мы отправились в Сафиту на общественном транспорте. Еще пару лет назад это было невозможно, а теперь аккуратные и чистые автобусы с лёгкостью курсируют по стратегическому направлению и, что важно, несмотря на кризис, за вполне умеренную плату.

Три часа в дороге, стремительно меняется пейзаж за окном – пустыню сменяет тропическая растительность приморской части Сирии и вот, в тёплых лучах солнца, на горизонте уже искрится Средиземное море.

В Тартусе нас встретил доктор Мтаниус со своей очаровательной помощницей по имени Рана, девушкой моего возраста, с которой мы быстро нашли общий язык. На груди у Раны знак ИППО, большой крест с надписью «Не умолкну ради Сиона…» на голубой ленте, она является действующим членом организации, самоотверженно трудится во славу русско-сирийской дружбы, искренне любит русских и мечтает когда-нибудь побывать в России. Рана оказалась местной «аборигенкой», её предки, христианские семьи из родов Бейт-Джибрин и Махул, были родом из Палестины, откуда эмигрировали в Сирию ещё во времена Крестовых походов. От Раны я услышала много интересного о жизни в военной Сирии, с её же слов записала историю её родного края. У нас было достаточно времени пообщаться, поскольку ввиду финансовых трудностей, доктор Мтаниус предложил мне остановиться на ночь не в гостинице, как обычно, а в доме семьи Раны, которые живут в одной из близлежащих горных деревень, чему я, признаться, была очень рада. Для писателя всякая встреча с живыми людьми в живых обстоятельствах всегда ценнее бездушных апартаментов. Я с удовольствием согласилась и не ошиблась – в деревне Наба Каркар, а именно так называлось местечко, где находился крестьянский дом семейства Махул, меня ждали интересные встречи. А, кроме того, в день празднования Успения Божией Матери по благословению местного владыки мы посетили гору Пресвятой Богородицы (Джабаль аль-Сайида), где в этом году силами ИППО и международной организации «РУССАР» был открыт сад русско-сирийской дружбы – масштабное и важное для региона событие. Мы побывали в храме Михаила Архангела, бывшей крепости тамплиеров. Умылись в неиссякающем даже в палящий зной святом источнике. Нас тепло встретили местные жители Сафиты и открыли двери старинного дома, где когда-то располагалась резиденция ИППО и русская школа, выстроенная и финансируемая Россией при царствовании Романовых. Несколько дней мы жили на природе, гуляли по старинным дорогам долины Балаа, выложенным силами Римской империи, звонили в колокола приходского храма святого Иоанна Крестителя, восстановленного в 1887 году Россией на средства ИППО. Словом, всё в Аккарской митрополии напоминало мне о Родине – о прекрасной дружбе двух великих и двух самобытных народов.

Но обо всём по порядку. По сложившейся традиции для начала мы должны были встретиться с местным владыкой, чтобы взять у него благословение на культурную программу. Так, мне выпала честь побеседовать с епископом Сафитским Димитрием (Шарбак), архипастырем Антиохийской православной церкви, викарием Аккарской митрополии, преданным другом России и Русской православной церкви.

С владыкой Димитрием мы познакомились ещё в России. Это случилось год назад на празднестве Дня Иерусалима (День Аль-Кудс), устроенным в Москве фондом «РУССАР». Тогда батюшка произвёл на меня неизгладимое впечатление своим живым выступлением. Подумать только, и вот теперь, я нахожусь у него в гостях, дарю ему икону «Собора преподобных старцев Оптинских», мы тепло беседуем и мир неизменно тесен.

Приветливый и гостеприимный пастырь начал свой рассказ издалека, он размышлял о природе гонений на христиан на Ближнем Востоке, назвав их особенно драматичными.

Регион в течение двух тысяч лет был носителем христианского присутствия, колыбелью христианства. В исторической ретроспективе местную христианскую общину сотряс ряд ударов – расколы по вероучительному признаку на православных и нехалкидонитов, затем Крестовые походы и католическая миссия в регионе. Далее христиане оказались под властью Османской империи, перед крушением которой на национальные общины христиан обрушился небывалый по масштабам геноцид. В XX веке, после перипетий мандатного периода, христиане, наконец, нашли свое место в движениях арабского социализма. Однако в начале XXI века ряд влиятельных государств мира выбрал Ближний Восток в качестве военной арены для достижения своих интересов. И интересы христиан здесь оказались забыты, а их существование поставлено под угрозу, поскольку политические игроки не гнушались использовать в своих целях экстремистские группировки, враждебные христианам.

Затем владыка Димитрий поведал нам о современном положении христианских общин в Приморской Сирии, в частности, в его епархии, в округе Сафита, где православные христиане традиционно составляют значительную часть жителей.

Как мы помним, Аккарская метрополия, эту местность здесь ещё называю «Долина христиан», представляет собой комплекс поселений в губернаторстве Хомс, где проживают преимущественно христиане. С 2011 года именно сюда стали стекаться большинство православных, лишившихся крова или бежавших от наступления террористов. В условиях военных действий и широкомасштабных гонений со стороны экстремистов «Долина христиан» стала относительно безопасным прибежищем для многих верующих Сирии. По официальным данным по состоянию на 2016 год тут проживало порядка 200-250 тысяч христиан (в зависимости от сезона), а это практически половина паствы Антиохийского Патриархата. В 2013-2014 годах сообщалось, что население «Долины христиан» имело ресурсы обеспечивать нужды вновь прибывших за счет развитой инфраструктуры. Однако уже в 2016 году появились данные о критическом ухудшении гуманитарной обстановки в этой местности. В связи с тяжелой обстановкой среди православных активизировалась католическая прозелитическая миссия. Стали поговаривать о планах строительства храма Сиро-католической Церковью в этой традиционно православной местности. Однако Антиохийский Патриархат отвергает предложения о сотрудничестве с католическими гуманитарными организациями.

Владыка Димитрий вспоминал, что до войны жизнь православных христиан в данном районе нисколько не заботила и не мешала местным жителям. Но все это было до войны. В самый разгар нестабильности в Сирии в данном регионе появился некий Валид Бустани из Ливии, который объявил об образовании в «Долине христиан» исламского эмирата и при поддержке трехсот ливанских салафитов принялся устанавливать тут свои законы, прибегая при этом к постоянным грабежам, похищениям и убийствам. Когда все мирные жители объявили войну террористам и создали собственные отряды самообороны, в рядах террористов уже находилось примерно две с половиной тысяч человек. В числе прочих в рядах террористов было около тысячи наёмников из многих мусульманских стран, посланных экстремистской организацией «Аль-Каида» (Запрещена в России. – РНЛ).

Получив сильный вооруженный отпор, террористы всё-таки захватили знаменитый замок Крак де Шевалье – сохранившуюся по сей день крепость крестоносцев. Замок, построенный еще в двенадцатом веке, окружен со всех сторон деревнями. Игиловцы (ИГИЛ – запрещена в России. – РНЛ) принялись терроризировать местных жителей, совершая практически каждую ночь вооруженные вылазки для убийств и похищения людей. Христиане в сирийском конфликте оказались самой уязвимой стороной, поскольку являются численным меньшинством и не имеют значительного влияния в государственной власти.

До 2011 года в Сирии проживало около 500 тысяч православных верующих Антиохийской Православной Церкви. Их доля составляет порядка 25-30% от общего числа христиан в Сирии. А по состоянию на конец 2016 года, число христиан в Сирии сократилось, по данным российского МИДа, с 2,2 млн. до 1,2 млн. человек. Отечественный востоковед П.В. Густерин приводит схожие данные о количестве сирийских христиан в предвоенное время. Католический епископ Алеппо Антуан Аудо в 2011 году сообщал о 1,5 млн христиан в Сирии. Британское отделение «Помощи Церкви в нужде» заявило в 2015 году о снижении численности сирийских христиан за два года с 1,25 млн до 500 тыс. человек. Глава Мелькитской Церкви Патриарх Григорий III в 2013 году сообщал, что из Сирии бежало 450 тыс. христиан. Пять лет назад сиро-католический Патриарх Игнатий Иосиф III отметил, что христиан в Сирии осталось менее 5%.

Конечно же, людям в военное время приходится очень тяжело и тех, кто решил остаться на родине совсем немного. Хоть это и больно для пастыря, но владыка Димитрий благословляет вынужденную миграцию христиан, поскольку он прекрасно понимает, как трудно жить в постоянном страхе за себя и ближних. На настроения христиан в Сирии повлияли многие факторы – разрушенная инфраструктура, уничтоженные храмы, отсутствие гарантий безопасности и перспективы длительного и сложного восстановления экономики и рабочих мест. Однако сирийские христиане сохранили надежду вернуться в родные места, благодаря кропотливой работе Антиохийской церкви и удержавшемуся у власти режиму Асада, хотя с пришедшим на смену войны экономическим кризисом, настроения в отношении действующего президента и правительства стали стремительно меняться и, увы, не в лучшую сторону. Хотя сейчас в «Долине христиан» и открыты многочисленные кафе и магазины, в самых больших деревнях (которых тут именуют не иначе как городами) даже работают кинотеатры и торговые центры, открыты два университета, где учатся не только дети христиан, но и приверженцы других конфессий, но та бедность и отчаяние, с которой столкнулись люди, вынуждают задумываться о том, что перемены не за горами.

Поблагодарив владыку Димитрия за тёплый приём, мы отправились на встречу с Сафитой и её жителями…

Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России




Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Мария. Большое спасибо. Всегда с интересом читаю Ваши статьи и узнаю много нового. Храни Вас Господь Иисус Христос.
Виктор / 08.12.2021 12:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Мария Мономенова
Тайны ВЕКа
Кризис в отношениях Кремля и Кагала назревал давно
21.04.2022
Чем Путин евреям не угодил?
В чём причины настоящей истерики раввинов?
18.04.2022
И врата ада не одолеют ея!
Сегодня главный храм Иоанно-Предтеченского Скита Оптиной пустыни отмечает своё двухсотлетие
18.02.2022
Все статьи Мария Мономенова
Война в Сирии и Ираке
Война в новой обстановке
Проблема нашей армии, наступающей на города, прикрытые щитом населения, в том, что если действовать по тактике Сирии, то всё придется превращать в развалины
12.05.2022
Россия уходит из Сирии?
Израильские СМИ сообщают, что российские военные базы передаются под контроль Ирана
11.05.2022
Почему американцы до сих пор не ответили свои за военные преступления?
Бывший кандидат в президенты Румынии Л.Примо обратился с рядом вопросов от румынского народа к США
16.03.2022
Феномен сырьевого терроризма
О военных целях и методах США
01.02.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия – опасная страна
Новый комментарий от Русский Иван
16.05.2022 20:22
Специальная военная операция
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2022 18:22
Паразитируя на символах, далеко не уедешь
Новый комментарий от Автор
16.05.2022 17:36
Ай, Моська, знать она сильна…
Новый комментарий от Русский Иван
16.05.2022 15:19
Нам нужна Победа! Одна на всех!
Новый комментарий от Русский Иван
16.05.2022 15:10