Фильмы знаменитых режиссёров, которые стыдно смотреть

Галина Иванкина 
0
26.07.2021 854

«Частный детектив или Операция «Кооперация» (1989). Реж. Леонид Гайдай. Фрак из варёнки, новорусское убожество, кооперативный сортир с ренессансными формами. Скриншот. Источник - YouTube.Источник: блог автора

«Частный детектив или Операция «Кооперация» (1989). Реж. Леонид Гайдай. Фрак из варёнки, новорусское убожество, кооперативный сортир с ренессансными формами. Скриншот. Источник - YouTube.

Мы до сих пор обсуждаем фильмы, созданные Эльдаром Рязановым, Леонидом Гайдаем, Георгием Данелией и прочими великолепными режиссёрами, однако, Перестройка и 1990-е совпали не только с их физическим старением, но и с творческой деменцией (я по-другому не назову это состояние). Безусловно, Гайдай уже после «Ивана Васильевича» и «Не может быть!» - выдохся, а Рязанов печально закончился на «Жестоком романсе».

Однако в «кооперативную эру» у всех наших мэтров началось, как им представлялось, второе дыхание — не самое, к сожалению, свежее. Больше того, эти комедии-про-бизнес и прочую лихую «новорусскую» бытность нынче ...стыдно смотреть. Итак, что же это за кино-шлак от великих - реально великих! - но утративших себя авторов?

1. «Частный детектив или Операция «Кооперация» (1989). Режиссёр - Леонид Гайдай. Попытка возродить весёлую да клоунскую эксцентрику на фоне разрушающегося государства, при этом вспоминая прыжки и шуточки из своих же старых наработок. Попытка состряпать Шурика №2, заменив лиричного Демьяненко ретивым Харатьяном. Панорама тогдашнего убожества — кооперативные сортиры с лепниной и атлантами; фраки из «варёнки», похищение кооператора.

О, да - смазливая напарница образца «Мисс Недо-Америка», тема валютных «бабочек» и бомжей, надсадное бодрячество и насмешки над подыхающей номенклатурной властью. Заодно — над милицией и даже над ветеранами (в сцене, где старик в доме ветеранов, вскочив с инвалидного кресла, прошибает дверь). Беспадонная гадость, простите. Желание вписаться в жвачные реалии.

«На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992). Реж. Леонид Гайдай. Мда. Андрей Мягков в образе этакого Фантомаса, прыжочки, ужимочки, рашен-мафия и навязчивый, надсадный юморок. Скриншот. Источник - YouTube.

«На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992). Реж. Леонид Гайдай. Мда. Андрей Мягков в образе этакого Фантомаса, прыжочки, ужимочки, рашен-мафия и навязчивый, надсадный юморок. Скриншот. Источник - YouTube.

2. «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) — ещё большая ахинея, чем «Кооперация». Интересно, что у позднего_Гайдая началось не только творческое бессилие, но и — свойственная этому явлению многословность. Здесь был снова неутомимый в своей резвости Харатьян в роли суперагента. Забавно, что в роли главы русской мафии США снялся ...вечный рязановский интеллигент — Андрей Мягков.

Этакая перекличка-перестановка. Да, помощь в создании этого грандиозно-мерзкого «действа» оказал аж Дональд Трамп, в те годы — эксцентричный богач, которому нравились любые безумства. Но даже это не помогло сделать из кооперативно-перестроечной убогости — конфетку. Всё те же прыжки, дебильные ситуации, переодевания и погони. И всё это — без огонька, что называется.

3. «Небеса обетованные» (1992). Реж. Эльдар Рязанов. Списывание на свалку целой цивилизации под видом трагикомедии. Скриншот. Источник - YouTube.

3. «Небеса обетованные» (1992). Реж. Эльдар Рязанов. Списывание на свалку целой цивилизации под видом трагикомедии. Скриншот. Источник - YouTube.

3. «Небеса обетованные» (1992) — надрывная тема «бомжей», которых в эпоху Перестройки и особенно в 1990-х стало как-то до неприличия много. Чуткий до перемен Эльдар Рязанов не мог пройти мимо. Трагедия, превращённая в фарс. Есть ряд удачных и хорошо сыгранных сцен, что не отменяет общей убогости повествования. Не покидает ощущение ...маразма, которым страдают все (или почти все) герои фильма. Это не люди, а какие-то инфернальные тени, имеющие силы ещё и шутить.

Если поставить себе цель — посмотреть сюжет от начала до конца, то после этого останется тяжелейший осадок, как после общения с психически больным человеком. Понимаю, что авторы испытывали жалость к своим персонажам, но это больше смахивает на какой-то социальный садизм. Но всё проще и банальнее — то была попытка проехаться на «модно-злободневном» вопросе.

«Старые клячи» (2000). Попытка сказать, что капитализм - это плохо, да и социализм был - ...труба. Скриншот. Источник - YouTube.

«Старые клячи» (2000). Попытка сказать, что капитализм - это плохо, да и социализм был - ...труба. Скриншот. Источник - YouTube.

4. «Старые клячи» (1999/2000). Ещё одно глубокомысленное творение Эльдара Рязанова, решившего дать подзаработать своим извечным звёздам — Лии Ахеджаковой и Людмиле Гурченко. Две другие клячи (старые) — это Ирина Купченко и Светлана Крючкова. Нам являют всю мерзость 1990-х, но подают это через своеобразное «хи-хи» над «дурацким Совком» - в начале кинокартины клячи ещё не очень старые и пляшут-поют на сцене дома культуры от завода «Красная Труба».

Когда же красной трубы (в широком смысле!) не стало, тётки сделались никому не нужными кошёлками, непонятно чем занимающимися. В центре повествования — отъём элитной жилплощади у одной из «кляч». Нам показывают, что в прекрасном-новом-мире люди предоставлены сами себе. Ну, хорошо. А тогда зачем измываться над «Красной трубой», которая была залогом стабильности?! Да, фильм наполнен идиотскими шутками, совсем не рязановскими по духу.

«Паспорт» (1990). Реж. Георгий Данелия. Продолжение многих данелиевских тем и наработок, которые тут смотрятся не комично или эстетно, а дубово. Скриншот. Источник - YouTube.

«Паспорт» (1990). Реж. Георгий Данелия. Продолжение многих данелиевских тем и наработок, которые тут смотрятся не комично или эстетно, а дубово. Скриншот. Источник - YouTube.

5. «Паспорт» (1990). Говоря о Гайдае с Рязановым, было бы странно обойти Георгия Данелию, который тоже засветился в перестроечной кино-ахинее. Тут обыгрывается тема отъезда-переезда на «историческую родину». Причём, фильм прозрачно отсылает к «Мимино» - там есть фрагмент, где глав-героя вместо Телави телефонистка соединяет с Тель-Авивом и Валико случайно попадает на «бывшего еврейского_грузина», тоскующего по милой Грузии.

В «Паспорте» мы наблюдаем мельтешение в кадре, неумные, зато «пряные» шутки, абсурд, который не веселит, но утомляет. Да, запутанно-затянутый сюжет и прочая шелуха, которую должна была бы отбраковать цензура. Но — нет. Перед нами проходят города и страны, а по факту мы видим звенящую пустоту. И, как обычно в те годы — народные артисты и любимцы, вроде Гундаревой, Янковского и Джигарханяна, играют скучную «жвачку» в надежде на крупные заработки - «Паспорт» совместное творение аж четырёх стран.

Zina Korzina (c)

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2.

Мне тоже. Считаю, что по сравнению с поздними Рязановым и Гайдаем, у которых действительно всё очень плохо, Данелия нисколько не уронил планку, сняв библейскую притчу в своём коронном жанре трагикомедии, которую смело можно поставить в один ряд с его лучшими фильмами.
Алекс. Алёшин / 26.07.2021 17:35

1.

Паспорт мне нравится. Очень по-данелиевски светлая и трагичная лента. О том, что хорошо дома. Что нигде тебя не ждут горы счастья. Что прагматизм не всепобеждающ...
Андрей Карпов / 26.07.2021 14:02
Галина Иванкина
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от поп Андрей
17.09.2021 13:40
Надежда на обязательную вакцинацию для всех
Новый комментарий от Константин В.
17.09.2021 13:14
Он слышал шаги апокалипсиса
Новый комментарий от Егоров
17.09.2021 12:18
Почему детям нравится травить людей?
Новый комментарий от Hyuga
17.09.2021 11:37
Безопасна ли вакцинация?
Новый комментарий от Полтораки
17.09.2021 10:24
Вернуться в Россию
Новый комментарий от Saha
17.09.2021 09:39