Разработан законопроект, описывающий взаимоотношения робота и человека в РФ

Цифровая экономика 
0
20.12.2021 379
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов разработал комплексный законопроект о правовом регулировании отношений в сфере оборота роботов, который, в частности, дает определение понятию «робот», устанавливает классы опасности и классификацию роботов, а также закрепляет принципы взаимоотношений робота и человека, сообщает ТАСС. Документ, направленный для отзыва в Минэкономразвития РФ и Минцифры РФ, есть в распоряжении ТАСС.

«В настоящее время в РФ отсутствует специальное законодательное регулирование, учитывающее специфику применения технологий робототехники. В то же время анализ мирового опыта показывает, что в целом ряде стран уже существует первичное правовое регулирование применения робототехники. Законопроект создает основы правового регулирования новых общественных отношений, формирующихся в связи с применением систем робототехники, имеющих преимущественно стимулирующий характер», - говорится в пояснительной записке.

Законопроект определяет робота как продукт достижений цифровых технологий (робототехническое устройство, комплекс, система), состоящий из двух или более составных частей, управляемый средствами заложенной в него компьютерной программы и способный как к выполнению заранее запрограммированных человеком действий, так и к автономному решению задач. Сенатор предлагает выделить два вида роботов: гражданские и служебные.

«Гражданский робот - робот, деятельность которого направлена на реализацию частных интересов, оборот которого регулируется гражданским законодательством. Служебный робот - робот, деятельность которого направлена на реализацию интересов государства и общества, вовлеченный в сферу деятельности институтов публичной власти», - отмечается в законопроекте.

ТАСС сообщает, что гражданские роботы подразделяются на промышленных, сервисных, медицинских, образовательных, научных роботов. Служебные - на военных (оборона страны и безопасности государства) и правоохранительных (охрана общественного порядка) роботов. Согласно законопроекту, правовое регулирование отношений в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей) основывается на следующих принципах: благополучие человека и гражданина, безопасность личности, общества и государства, регуляторное воздействие, основанное на риск-ориентированном подходе, безопасность робототехнических технологий, открытость информации о технологиях робототехники.

Как уточняется в документе, роботы, а также их составные части в зависимости от степени опасности причинения вреда охраняемым законом интересам личности, общества и государства подразделяются на четыре класса опасности: первый класс (высокой опасности), второй класс (средней опасности), третий класс (низкой опасности), четвертый класс (неопасные).

«Критерии отнесения роботов, их составных частей (модулей) к I-IV классам опасности по способности причинения вреда охраняемым законом интересам личности, общества и государства устанавливаются правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота роботов», - говорится в пояснительной записке.

Роботы первого, второго и третьего классов предлагается относить к источникам повышенной опасности. К таким роботам, если законом и иными нормативными правовыми актами не установлено иное, применяются общие положения гражданского законодательства об ответственности за вред, «причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих».

Кутепов также предлагает создать государственный кадастр моделей роботов и их составных частей, который станет официальным сборником, «содержащим систематизированные сведения о моделях роботов, разрешенных к обороту на территории РФ». Роботы, которые являются источником повышенной опасности, подлежат, согласно законопроекту, обязательному внесению в кадастр, иначе запрещается их оборот. Также в случае принятия законопроекта будет создан государственный реестр субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оборота роботов и их модулей. Его предлагается создать в целях регистрации и учета государственных военизированных организаций, госорганов, государственных учреждений, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, производство, испытания, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию, сбыт, учет, хранение, перевозку, транспортирование, изъятие, уничтожение, а также экспорт и импорт роботов - источников повышенной опасности.

Государственная поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота роботов, согласно документу, может осуществляться в следующих формах: предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей, предоставление образовательных услуг, информационной поддержки, консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации, формирование спроса на роботов, финансового обеспечение (бюджетные инвестиции, субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал), реализация целевых программ, подпрограмм, поддержка экспорта, обеспечение инфраструктуры.

Законопроект гарантирует, что имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и утилизации роботов, не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации и реквизиции (изъятие имущества с выплатой собственнику его стоимости).

Разработанный в Совете Федерации комплексный законопроект о правовом регулировании отношений в сфере оборота роботов предусматривает запрет на такой оборот на территории РФ, если работы способны самостоятельно принимать решения.

Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов разработал комплексный законопроект о правовом регулировании отношений в сфере оборота роботов, который, в частности, дает определение понятию «робот», устанавливает классы опасности и классификацию роботов, а также закрепляет принципы взаимоотношений робота и человека.

«На территории Российской Федерации запрещается оборот роботов, обладающих возможностью самостоятельного принятия решений и способных действовать на основании самостоятельно сформулированного поведенческого алгоритма, которым намеренно приданы свойства для обеспечения их применения с использованием оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств либо иного вооружения», - говорится в законопроекте.

Также, согласно документу, запрещается оборот роботов, которым «намеренно приданы свойства, обеспечивающие их применение с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств либо иного вооружения, иной военной техники, химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения». Это также касается роботов, созданных для целей совершения преступлений.

Законопроект выделяет два типа роботов в зависимости от характера и степени участия человека в их функционировании: управляемые и автономные. Как отмечает сенатор, указанные ограничения в их обороте вводятся «в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Цифровая экономика
Все статьи темы
Последние комментарии
О непонимании
Новый комментарий от Константин В.
20.05.2022 22:05
«"Мастер и Маргарита" – читать!»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.05.2022 21:12
Специальная военная операция
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.05.2022 21:08
Где зарождаются пятые колонны?
Новый комментарий от Ладога
20.05.2022 19:21
«Такого вы ещё не видели»
Новый комментарий от АБС
20.05.2022 16:48
Молодежь должна активнее участвовать в развитии России
Новый комментарий от оxтeнcкий оxpанитель
20.05.2022 15:37
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от Александр Волков
20.05.2022 14:25